18 Ноя 2015 Новости, Общество 0 1327

Об «Исламском государстве» простыми словами

«Исламское государство», взявшее ответственность за теракты в Париже (а ранее и за авиакатастрофу российского A321 в Египте), вновь заставило говорить о себе как о враге номер один для всего цивилизованного мира. Словосочетание «Исламское государство», аббревиатуры ИГИЛ и ИГ (организация признана в России экстремистской и запрещена) за последний год стали чуть ли не синонимом слова «террористы». Специальный корреспондент«Медузы» Даниил Туровский, изучавший эту тему весь последний год, отвечает на вопросы об «Исламском государстве», которые стыдно задавать.

«Исламское государство». «Исламское»? Как это вообще связано с исламом?

Террористическая группировка опирается на несколько исламских идей. Главная — построение на всей территории планеты «халифата», исламского государства, которым управляет халиф. Граждане этого государства должны жить по шариату — нормам, зафиксированным в Коране и сунне (священных текстах мусульман, регулирующим все сферы жизни). Кроме того, боевики следуют идее джихада, одной из основополагающих в исламе. При этом понимают они джихад предельно радикально, опираясь на трактования египетского проповедника 1960-х годов Саида Кутба. По ним мир делится на «мир ислама» (халифат) и «мир джахилии». «Мир джахилии», мир невежд (или «кафиров» — «неверных», «иноверцев») нужно завоевать и «исправить».

Все свои действия группировка оправдывает Кораном или суждениями (иджтихад) по нему. Исламская направленность ИГ позволяет ему привлекать десятки тысяч новых

сторонников из числа мусульман по всему миру.

ИГ — это именно государство?

Боевики настаивают на этом и действительно пытаются построить нечто вроде государства. Земли в Сирии и Ираке, контролируемые ИГ, в полтора раза превышают территорию Великобритании (и это не считая самообъявленных «провинций» «Исламского государства» в других странах — Афганистане, Ливии, Египте и даже на российском Северном Кавказе).

Помимо боевиков — а это около 70–90 тысяч человек — на территории, которую контролирует ИГ, живут более миллиона мирных граждан (точное количество неизвестно: многие стали беженцами, многие погибли). В ИГ сформированы «комитеты по предотвращению порока»: человека, пойманного с сигаретами или алкоголем, ждут удары плетью; гомосексуалов забивают камнями или сбрасывают с крыши. По законам ИГ, убийство карается смертью, супружеская неверность — побиванием камнями, воровство — отрубанием рук. Часто «суды» над «нарушителями» происходят на месте. В феврале 2015 года один из иракских «комитетов» застрелил на улице женщину, надевшую «нелегальную» красную куртку поверх черного хиджаба.

Территория халифата делится на провинции — вилайяты. Ими управляют амиры, которые отчитываются перед наместниками в Сирии и Ираке. Наместники, в свою очередь, подчиняются халифу (в июне 2014 года лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади объявил халифат на завоеванных территориях и стал его халифом). Пропаганда ИГ ежедневно сообщает не только о победах над «кафирами», но и о строительстве новых дорог, больниц, школ, базаров. ИГ выпускает свою валюту — динар. В июне 2015-го эксперты The New York Times предполагали, что в скором будущем международному сообществу, возможно, придется смириться с тем, что ИГ превратится в «обычную» страну.

О том, как на самом деле сейчас устроено ИГ изнутри, сказать сложно: журналисты там работать не могут (некоторые репортеры, осмелившиеся туда отправиться, были взяты в плен и казнены). Это территории, захваченные террористами, на которых только они решают, что можно делать, а чего нельзя.

Кто туда едет и зачем? Только фанатики?

Основное население ИГ состоит из местных — сирийцев и иракцев. Тем не менее, сюда активно едут иностранцы, причем не только фанатики, мечтающие уничтожать неверных. Иностранцев, стремящихся в «Исламское государство», можно разделить на пять категорий.

1) Люди, которые едут из бедных и бесперспективных регионов туда, где им обещают работу и деньги (об этом «Медузе» рассказывали и в Панкисском ущелье в Грузии, и на московских стройках, и в Таджикистане).

2) Убежденные фанатики, которые верят в идею о построении халифата (об этом «Медузе» рассказывал проповедник ИГ, впоследствии арестованный полицией Германии).

3) Люди, едущие от спокойной жизни за драйвом войны (чаще всего из комфортных европейских городов, вроде Брюсселя и Парижа; одну из таких историй рассказывал журнал The New Yorker).

4) Люди, мечтающие «помочь Сирии» — они направляются в ИГ, чтобы воевать с правительственным войсками Башара Асада (об этом «Медузе» рассказывал выходец из Грозного).

5) Девушки, которые едут к возлюбленным, часто по переписке (это, например, случай москвички Варвары Карауловой) .

Как туда попадают? Неужели границы не охраняют?

Легко, через турецко-сирийскую границу, она действительно очень плохо охраняется. Будущие боевики из других стран прилетают в Стамбул, а там садятся в самолет до Газиантепа (эти рейсы называют «джихад-экспрессом»; «Медуза» проделывала этот путь). Прилетев в Газиантеп, будущие боевики находят в городе таксиста, который сможет довести их до приграничного турецкого города (дорога обходится в 50 долларов), вроде Килиса и Каркамыша. Там их обычно встречают проводники. Сейчас основной перевалочный пункт боевиков — это окрестности турецкого города Каркамыш и сирийского города Джелабрус: мимо пустых вышек пограничников там можно пройти незамеченным даже днем.

Откуда это ИГ вообще взялось? Его американцы придумали?

После вторжения США в Ирак в 2003 году многие офицеры иракской армии оказались не у дел. В 2006-м они объединились с десятком исламистских группировок, местной «Аль-Каедой» и организовали «Исламское государство Ирак» (ИГИ). В 2010 году власть в группировке взял Абу Бакр аль-Багдади. В 2013-м группировка решила участвовать в гражданской войне в Сирии, поэтому сменила название на ИГИЛ — «Исламское государство Ирака и Леванта» (в средние века слово «Левант» означало в широком смысле Восток).

Примерно в это же время у аль-Багдади и руководителя «Аль-Каеды» Аймана аз-Завихири появились разногласия по поводу методов джихада. В результате ИГИЛ разорвал отношения с «Аль-Каедой», а ее представителем в Сирии объявили группировку «Фронт ан-Нусра». В июне 2014 года лидер ИГИЛ Абу бакр аль-Багдади объявил о создании халифата (государства) на завоеванных территориях, и группировка стала называться «Исламским государством».

Таким образом, США лишь косвенно причастны к возникновению ИГ. В том числе благодаря американскому вторжению в Ираке сложилась ситуация, при которой исламисты смогли объединиться, найти поддержку среди части населения и спонсоров из других стран региона.

Все знали, что лидер «Аль-Каеды» — Усама бин Ладен. Кто лидер ИГ?

Лидер ИГ — Абу Бакр аль-Багдади. На самом деле, у него несколько имен — халиф Ибрагим, Абу Дуа. Несмотря на то, что он руководит такой известной группировкой, про него самого известно немногое.

Родился в 1971 году в Ираке. По воспоминаниям соседей, был «тихим ребенком». Успешно занимался футболом (приятель детства сравнивал его с аргентинским футболистом Лионелем Месси). После школы ходил на дополнительные занятия в мечеть. Позднее стал членом партии «Братья-мусульмане», получил докторскую степень по исламскому праву в университете Багдада.

После вторжения США в Ирак был арестован американскими войсками и попал в тюрьму; однако его быстро выпустили — как «неопасного заключенного». Затем присоединился к «Аль-Каеде». В 2010-м его выбрали лидером «Исламского государства Ирак» (после гибели предыдущего амира). В 2011-м опубликовал свое первое публичное заявление — некролог Усаме Бин Ладену. Аль-Багдади появлялся перед камерой только раз — 28 июня 2014 года, когда объявил в мечети в Мосуле о создании халифата. Сейчас в его руках — политическая, военная, религиозная власть в «Исламском государстве». Не раз сообщалось о его смерти, но источники в ИГ утверждают, что он жив.

Публичный лидер ИГ — Абу Мухаммад аль-Аднани, правая рука Аль-Багдади. Он «официальный представитель ИГ», руководитель пропагандистского центра «Аль-Хаятт», который выпускает все видеоролики, журналы, официальные заявления группировки. Помимо них одну из ключевых ролей в ИГ играет выходец из Панкисского ущелья Умар Аш-Шишани (Тархан Батирашвили), он один из главных полководцев ИГ, а также курирует боевиков из СНГ (их в ИГ не менее пяти тысяч).

Кто дает деньги ИГ? Откуда у них оружие?

По данным Forbes, «Исламское государство» — самая богатая террористическая группировка в мире. Ежегодно она зарабатывает до двух миллиардов долларов. Основной доход приносит продажа на черном рынке нефти (ее покупают Турция и Иордания; не исключено, что и сирийский глава Башар Асад), оружия, произведений искусства. Другие источники финансов: закят (налог, которым обложены жители «Исламского государства», зависит от размеров сбережений и хозяйства), выкупы за заложников (в 2014 году боевики получили по этой статье около 45 миллионов долларов).

Оружие группировка, прежде всего, не покупает, а захватывает в процессе боев: гражданская война в Сирии идет почти пять лет. Известно, что у джихадистов много американской техники — ее они получили, например, во время захвата иракского Мосула в 2014 году.

Почему такие сильные страны, как США, Россия и Великобритания, не могут победить ИГ?

Все страны, воюющие с ИГ, не хотят отправлять в Сирию наземные войска. При этом авиация может поражать только крупные цели. Многие боевики скрываются в больших городах Сирии и Ирака, среди сотен тысяч мирных жителей. Наносить по населенным пунктам авиаудары невозможно; отличить с воздуха террориста от мирного жителя также непросто. Наконец, сторонники и «агенты» ИГ находятся не только в Сирии и Ираке, но и в большинстве стран мира.

Без наземной операции победить террористов в их «цитадели» вряд ли выйдет. Военный эксперт Иэн Кирнс говорил «Медузе»: «Нет никаких шансов, что США начнут в Сирии сухопутную операцию. Не только Обама, но и весь американский политический класс хочет избежать еще одного долгого военного вмешательства, которое будет стоить много жизней и денег». Президент РФ Владимир Путин 17 ноября 2015 года заявил, что авиаудары по территориям дхижадистов будут усилены, а террористы, взорвавшие российский А321, будут найдены в любой точке планеты.

Кроме того, помимо ИГ в Сирии действуют десятки мелких террористических группировок, в том числе, «Фронт ан-Нусра» («Аль-Каеда»), «Ахрар аш-Шам», «Армия ислама». Не исключено, что в решающий момент они попытаются объединиться с «Исламским государством». Все они верят в древнее пророчество, в соответствии с которым возле сирийского города Дабик (захвачен ИГ) произойдет последняя битва этого мира — между приверженцами ислама и «неверными», которые будут повержены. ИГ всеми своими действиями приближает эту битву.

 
Источник: Показать http://zanoza.kg/doc/328172_ob_islamskom_gosydarstve_prostymi_slovami.html
 

Поделиться:

 
 

Оставить комментарий